Воскресенье
19.05.2024
02:42
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя швейного дела Шишакиной Елены Юрьевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [27]

Опросы,голосования
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Что бы вы лично изменили в сегодняшней системе образования?
Всего ответов: 0

Рейтинг сайта

Главная » Файлы » Мои файлы

Социализация обучающихся на уроках трудового обучения и внеклассных мероприятиях по предмету.
[ Скачать с сервера (20.2 Kb) ] 23.11.2023, 12:16

Социализация обучающихся на уроках трудового обучения и внеклассных мероприятиях по предмету.

Когда- то английский философ Джон Дьюи сказал: «Добрая школа – это хорошо. Умная школа – это великолепно. Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни. Особое место для того чтобы подготовить детей к жизни, их успешной социализации занимают именно уроки трудового обучения.

Уроки трудового обучения в нашей школе ставят своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно в быту и  на производственных предприятиях выполнять несложные виды работ.

Так на уроках швейного дела учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. Программа построена таким образом, что достаточно много часов отводится на тему «Ремонт одежды». Начиная с 5 класса, дети изучают эту тему. Они учатся выполнять все виды ремонта одежды от пришивания пуговиц, до вшивания «молнии». Бывает иногда, что девочки приносят новые вещи, которые им необходимо подогнать  по размеру.  Мы приветствуем такие ситуации, когда девочки приносят разорванную вещь или просят помочь отремонтировать ее. Часто и мальчики приходят в швейную мастерскую и просят отремонтировать одежду. Девочки с удовольствием откликаются на такие просьбы. В свою очередь и девочки несут в слесарную  мастерскую порванную обувь, а в столярную мастерскую обращаются с просьбой отремонтировать рамку или сломанный стул. Несложную работу дети выполняют самостоятельно, но обязательно под контролем  учителя. Мы считаем ,что дети должны сами  всегда выполнять, посильные виды ремонта. Если ребёнок в состоянии выполнить данную работу, но просто затрудняется или пока не знает, как это надо сделать, мы  подсказываем, как выполнить ту или иную операцию.  В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие. Иначе мы можем воспитать потребительское отношение к жизни у детей. Таким детям лень делать что-то самим. Они будут ждать, когда подобную работу за них сделают взрослые.

На уроках мы учим  девочек, как правильно подобрать одежду на себя, как определить размер одежды. Обучающиеся получают навыки по пошиву различных видов одежды: юбок, халатов, блуз, постельного белья, фартуков; получают первоначальные навыки работы на бытовой швейной машине, приобретают первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделировании; знакомятся с различными фасонами одежды, учатся  выполнять влажно-тепловую обработку ткани.

На всех уроках труда ученикам прививаются правильные приёмы работы. Работа в этом направлении начинается с демонстрации учителем этих приёмов . Так на уроках швейного дела, при знакомстве со швейными машинами, первоначально за швейную машину садится учитель. Он фиксирует внимание учащихся на своей позе, положении рук, положении ног на педали машины. Обращает внимание учащихся на правильную посадку. А уже после этого с каждым учеником отдельно, прорабатывается этот материал. В дальнейшем, при малейших недочётах учеников,  разбираем , совместно с классом, допущенные ошибки

Значительное внимание в ходе трудового обучения уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, когда   распределяются поручения между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в порядке кабинета, участие в ремонте , дежурстве,  развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются со взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают опыт взрослых.

Для развития познавательных способностей учащихся, обогащения их социального опыта проводятся экскурсии на предприятия и учебные заведения. Во время экскурсии воспитанники знакомятся с новыми людьми, режимом работы предприятия, трудовой дисциплиной, должностными обязанностями, задают интересующие их вопросы. Такая работа с подростками, помогает формированию адекватной самооценки и более точному определению с профессиональным выбором.
На экскурсии на швейную фабрику «Валерия» обучающиеся познакомились со всеми цехами фабрики, с обязанностями и правами  работающих. Наглядно видели, как  изготавливается изделие от  раскроя до отделки. . При прохождении программного материала по теме : «Работа  швейного производства», вспоминаем, что мы видели на фабрике,  что  слышали от специалистов,  работающих на этом предприятии. На экскурсии в магазине «Ткани» учащиеся наглядно знакомились с видами тканей (ведь у нас в школе, в основном. для работы, используется только Х,Б ткань. По теме : «Выбор тканей для пошива изделий», вспоминаем экскурсию в магазин «Ткани». И обговариваем ,какую ткань можно взять для пошива того или иного изделия.  Во время  экскурсии в ателье «Модистка», (детям показывали проведение примерки, где подгоняли  изделие по  запросу клиента.) Мы это тоже на уроке делаем при пошиве изделий на себя. Но, когда эта  работа выполняется   профессионально и девочки наглядно видят эти   этапы  работы, то этот материал они   запоминают  лучше. На экскурсии в ПУ-17  учащиеся познакомились с профессиями, которые они могут получить в дальнейшем. С требованиями и обязанностями обучающихся , познакомились с мастерскими, в которых им придется продолжить обучение. Детям были представлены мастера производственного обучения, которые познакомили и наглядно показали с помощью своих учеников работу, которую  нужно будет выполнять по окончанию училища. Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития. Помогают обучающимся  определиться в профессии.

Особая роль в подготовке школьников к социально-профессиональной адаптации отводится урокам практического повторения  и производственной практике, основная роль которых – встреча воспитанников с производством и приобретение опыта будущей профессиональной деятельности.

На этих уроках  обучающиеся  знакомятся с близкой к производственной организации  труда, усвоению некоторых профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе. .В старших классах девочки выполняют работу с пооперационным разделением труда (как на фабрике), работают в бригадах, в каждой бригаде есть свой бригадир, который отвечает  за работу всей бригады. По окончанию изготовления изделия идет приемка работы. (контроль и взаимоконтроль). И этот этап я считаю очень важным. Если я могу где- то слукавить ,завысить  оценку, то  девчонки при проверке  работ не пропустят ни одной ошибки  в чужой работе. Научить видеть ошибки в обработке очень важно, в дальнейшем они не будут допускать их в своих работах. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за порученное дело, такие личностные качества. как настойчивость, честность, воспитывает привычку к труду. На основе привычки к труду в дальнейшем формируется такое необходимое качества, как потребность в труде, трудолюбие.

 На протяжении многих лет мы проводим  «Неделю трудового обучения». Каждый день недели посвящён определённой профессии и состоит из следующих частей:

1.Конкурс «Лучший по профессии», соревнование на быстрое и качественное изготовление изделия.

2.Разгадывание  кроссвордов, тестирование.

3. Выпуск устного альбома.

4. Заключительный конкурс недели.

На заключительный конкурс мы приглашаем ребят из других школ (раньше Колычевская.,»Надежда»).

На этих конкурсах бывают и смешанные команды, состоящие из мальчиков и девочек. Учащиеся выполняют различные задания  по профилю обучения. (готовят и обыгрывают костюмы, выступают с домашним заданием: исполняют сценки, песни.)

Игровые ситуации позволяют учащимся принимать на себя разные профессиональные формы, поэтому «детская игра – это первый профориентатор ребёнка». Задача учителей состояла в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали общность чувств и действий, способствовали установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности, т.е. способствовали формированию ключевых  компетенций таких как: (креативность, творчество, «гибкость»; инициатива; умение работать в коллективе; способность к самостоятельному решению проблем; способность самостоятельно и при помощи других находить правильное решение.)

Обучающиеся нашей школы принимали участие в районной научно-  практической конференции «Русский национальный костюм». Где ребята  представляли костюм Вологодской области. Девочки сами шили рубахи, а затем подготовили сообщение и презентацию, с которой выступали в методкабинете на конференции среди обучающихся школ Коломенского района. А мальчики подготовили  танец  и выступали в этих рубашках под песню «Вологодские ребята». Эти выступления запомнились и детям и взрослым. Ребята  смогли оценить свои способности и возможности.  и самоутвердиться  в сравнении со сверстниками других школ. Также ученицы участвовали в фестивале  «Русская зима», где показывали мастер-классы по изготовлению поделок.    Девчонки настолько успешно выступили, что никто не заметил, что дети из коррекционной школы. А сами участницы  приобрели  уверенность в себе, осознание собственного  «Я», избавились от застенчивости .
Участие в конкурсах и выставках побуждает детей не только применить имеющиеся знания и навыки, но и творчески подойти к выполнению заданий. С помощью учителя определяется задумка, формируется образ изделия, находится правильное содержание формы, цветовое решение, техника выполнения. Учащиеся всех профилей обучения  участвуют в выставках   различного уровня ( от школьного до областного) и занимают призовые

      Чётко организованная система профессиональной ориентации на уроках трудового обучения – это важное средство жизненного и профессионального самоопределения, которая оказывает помощь, детям с отклонениями в развитии, в осознанном, самостоятельном выборе профессии путём специальной организации их деятельности в учебное и внеучебное время. Итак, профессиональное самоопределение – это определение собственного  будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся рядом взрослые могли оказать ему ненавязчивую, но компетентную  помощь.

   И ,если процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности то, следовательно, при правильной организации трудового обучения социальная адаптация воспитанников, становится  более успешной.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: учитель
Просмотров: 12 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz